Новые транспортные налоги с 2018 года


Министерство транспорта и связи Украины

Приказ
от 20 мая 2006 года № 488

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины
15 июня 2006 года под № 712/12586
(Извлечение)

Об утверждении Эксплуатационных норм среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси

В соответствии с Законами Украины «Об автомобильном транспорте», «О дорожном движении», с целью установления эксплуатационных норм среднего ресурса пневматических шин, применением которых обеспечивается возможность выполнения основных требований к техническому состоянию колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, ПРИKАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, которые прилагаются.

2. Выполнение функций ведущей организации по вопросам разработки эксплуатационных норм среднего ресурса пневматических шин возложить на государственное предприятие «Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт» (Редзюк А.М.).

<…>

Министр В.БОНДАРЬ

Шины и аккумуляторные батареи:

эксплуатационные нормы глазами бухгалтера1

Ирина НАЗАРБАЕВА,зам. главного редактора

Сергей КЛИМОВСКИЙ, юрист

Нормативная база


– Закон об автотранспорте

Закон Украины от 23.02.2006 г. № 3492-IV «Об автомобильном транспорте»2


– Закон о дорожном движении

Закон Украины от 30.06.93 г. № 3353-XII «О дорожном движении»


– Закон о прибыли

Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями


– Нормы для шин

Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Министерства транспорта и связи Украины от 20.05.2006 г. № 4883


– Нормы для АБ

Эксплуатационные нормы среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Министерства транспорта и связи Украины от 20.05.2006 г. № 4894


– Старые нормы для шин

Нормы эксплуатационного пробега шин, утвержденные приказом Минтранса Украины от 08.12.97 г. № 4205


– Старые правила для АБ

Правила надзора и поддержания в рабочем состоянии стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей НД 7214 у 95120-157-97, утвержденные приказом Минтранса Украины от 08.12.97 г. № 4176


– Приказ № 835

Приказ Минтранса Украины от 22.11.2002 г. № 835 «О совершенствовании порядка разработки и установления норм среднего ресурса стартерных аккумуляторных батарей дорожных транспортных средств»

«Автомобильные» документы, опубликованные в предыдущем и текущем номерах «Бухгалтерии», имеют сугубо технический характер. Однако нет необходимости объяснять причину их появления в бухгалтерском издании. Она очевидна. Очевидно также и то, что использовать подобного рода документы для учетных целей не всегда просто, так как:

– во-первых, они предназначены совершенно для других целей;

– во-вторых, работа с ними требует определенных знаний, относящихся вовсе не к сфере учета.

И, возможно, бухгалтерам не пришлось бы столь тщательно вникать в детали «непрофильных» нормативных актов, доверив подготовку необходимых для учета данных работникам соответствующих специальностей, если бы не повышенный интерес к этим нормативным актам со стороны представителей налоговых органов. Различные нормы, причем независимо от того, с какой целью они разработаны, в руках налоговиков превращаются в эффективное и грозное оружие по уничтожению валовых расходов. Именно поэтому бухгалтеры стараются если не управлять процессом применения норм на родном предприятии, то, по крайней мере, максимально контролировать его. Впрочем, надеяться только на собственные — бухгалтерские — силы, видимо, все же не стоит. Сотрудничество со специалистами-«технарями» и умение извлечь пользу из «непрофильных» нормативных актов позволят принять оптимальные учетные решения и придадут уверенность в собственной правоте. Вопросы сотрудничества — дело индивидуальное, поэтому данная статья посвящена анализу «нормативки». Цель анализа:

– познакомиться с новшествами (ведь документы, аналогичные Нормам для шин и Нормам для АБ, применялись и раньше);

– обратить внимание на те положения нормативных актов, которые особенно важны для бухгалтера;

– разобраться (и это, пожалуй, самое главное!), насколько выполнимо и справедливо требование безоговорочно применять нормы, установленные названными документами, в налоговых целях. Забегая вперед, признаемся: авторы не отрицают влияния анализируемых документов на налоговый учет, но не склонны преувеличивать и, тем более, абсолютизировать его, а в статье приведены аргументы, которые, надеемся, позволят при необходимости противостоять слишком рьяным приверженцам норм из числа представителей контролирующих органов.

Смена поколений

Автотранспортные средства по своей природе более консервативны, нежели другие достижения цивилизации: они обновляются не столь стремительно, как, например, мобильные телефоны или компьютеры. Но технический прогресс — процесс непрерывный, поэтому появление новых видов, моделей и модификаций как самих транспортных средств, так и их составных частей неизбежно. А это, в свою очередь, приводит к необходимости периодического обновления соответствующих нормативных документов. Старые нормы для шин и Старые правила для АБ были разработаны Минтрансом Украины еще в 1997 году, то есть почти 10 лет назад. Их постепенное отставание от реальной жизни закономерно привело к появлению новых документов. Стимулирующим фактором, видимо, стало и вступление в силу в 2006 году новой редакции Закона об автотранспорте.

Но, утвердив Нормы для шин и Нормы для АБ, Минтранс не отменил Старые нормы для шин и Старые правила для АБ. Во всяком случае, в приказах, которыми утверждены новые Нормы, пунктов об отмене старых документов нет. На это уже обратили внимание читатели нашей газеты, обратившиеся в редакцию с вопросом: новые документы — взамен старых или в дополнение к ним? В том, что такой вопрос возник, нет ничего удивительного: сравнивая названия старых и новых документов, а также их структуру, не специалисту сложно найти ответ на поставленный вопрос. И только ознакомившись с содержанием, можно убедиться в том, что новые документы пришли на смену старым. Можно сказать, произошла смена поколений. И хотя формально Старые нормы для шин и Старые правила для АБ продолжают действовать, руководствоваться ими с 25 июня 2006 года — даты вступления в силу Норм для шин и Норм для АБ — не следует.

Косвенное подтверждение тому, что старые документы не действуют, можно найти в приказе Минтранса четырехлетней (!) давности. А поскольку этот документ интересен еще и тем, что в нем изложен механизм появления норм, приведем его с небольшими сокращениями, выделив полужирным курсивом те моменты, на которые следует обратить внимание.

Как следует из цитаты, в ноябре 2002 года действующим оставался только один раздел Старых правил для АБ, при этом срок его действия ограничен «до утверждения соответствующих новых норм среднего ресурса». Теперь такие нормы утверждены, а значит, о старых можно забыть.

В приведенной цитате нельзя не обратить внимания на прямое упоминание о влиянии документа «на базу налогообложения прибыли предприятий». Но об этом — далее.

Приказ № 835

В целях усовершенствования порядка разработки и установления норм среднего ресурса стартерных аккумуляторных батарей (далее — АБ) дорожных транспортных средств (далее — ДТС) и обеспечения возможности прогнозирования остаточного ресурса и необходимости в АБ, а также осуществления контроля за порядком их списания, которое влияет на базу налогообложения прибыли предприятий, приказываю:

1. Срок действия нормативного документа НД 7214 У 95120-157-97 «Правила надзора и поддержания в рабочем состоянии стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей» в части, определенной разделом 77 относительно среднего срока службы АБ, — продлить до утверждения соответствующих новых норм среднего ресурса.

2. Для накопления статистической информации относительно среднего ресурса современных АБ ДТС и специальных машин, выполненных на шасси ДТС, и выявления технологических особенностей их применения в различных областях народного хозяйства — поручить разработку и установление временных норм среднего ресурса АБ Государственному автотранспортному научно-исследовательскому и проектному институту на договорных основах с заказчиками. Методика разработки норм среднего ресурса АБ должна быть согласована с Государственным департаментом автомобильного транспорта.

3. Государственному автотранспортному научно-исследовательскому и проектному институту устанавливать срок действия временных норм до 36 календарных месяцев и продлевать его бесплатно, если подтверждение соответствия норм фактическим ресурсам АБ не требует проведения дополнительных исследований.

4. Государственному автотранспортному научно-исследовательскому и проектному институту для установления постоянных норм среднего ресурса АБ представлять их на утверждение Министерству транспорта Украины.

<…>

Правовое поле

В обоих документах сказано, что они разработаны в соответствии с Законом об автотранспорте и Законом о дорожном движении. Утверждение, возможно, и справедливое, но только если исходить из духа Законов. Буквально же ни один, ни другой Законы не требуют разработать именно такие документы, хотя о необходимости разработки других документов сказано прямо. В частности, согласно названным Законам:

– «положение о техническом обслуживании и ремонте транспортных средств и правила предоставления услуг по их техническому обслуживанию и ремонту утверждаются центральным органом исполнительной власти по вопросам автомобильного транспорта8» (ст.22 Закона об автотранспорте);

– «порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств определяется Кабинетом Министров Украины9» (ст.23 Закона об автотранспорте);

– «проверка технического состояния транспортных средств автомобильными перевозчиками осуществляется в порядке, определяемом центральным органом исполнительной власти по вопросам автомобильного транспорта» (ст.23 Закона об автотранспорте);

– «в министерствах, других центральных органах государственной исполнительной власти и объединениях, предприятиях и организациях, имеющих транспортные средства, при численности занятых эксплуатацией транспортных средств более 50 человек, вводится должность специалиста по безопасности дорожного движения, а более 500 человек — создается служба безопасности дорожного движения. Положение об этой службе утверждает Кабинет Министров Украины10» (ст.11 Закона о дорожном движении).

Не случайно ведь, ссылки на Законы и в Нормах для шин, и в Нормах для АБ, можно сказать, безадресные, то есть без указания конкретной новые транспортные налоги с 2018 года статьи или конкретного пункта. Более того, даже при очень внимательном изучении текста Законов найти нормы, которые можно было бы расценить как призыв к разработке норм, не удалось. Очевидно, в качестве такового восприняты:

– общие фразы типа «государственное регулирование и контроль в сфере автомобильного транспорта направлены на: …обеспечение качественного и безопасного функционирования автомобильного транспорта; развитие и усовершенствование нормативной базы деятельности автомобильного транспорта» (ст.5 Закона об автотранспорте);

– напоминание о том, что «нормативно-правовые акты центрального органа исполнительной власти по вопросам автомобильного транспорта, изданные в пределах его компетенции, обязательны для выполнения на территории Украины», а «правительственный орган государственного управления по вопросам контроля на автомобильном транспорте осуществляет» среди прочего и «государственный контроль за соблюдением субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сфере автомобильного транспорта, требований законодательства об автомобильном транспорте, норм и стандартов законодательно регулируемой сферы, определяющих организацию перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (ст.6 Закона об автотранспорте);

– упоминание о стандартизации, которая обеспечивает, в частности, «повышение… безопасности транспортных средств… в соответствии с развитием науки и техники, нужд населения и народного хозяйства» (ст.8 Закона об автотранспорте), а также о том, что «транспортные средства и части к ним должны соответствовать требованиям нормативной и конструкторской документации и иметь маркировку для их идентификации» (ст.20 Закона об автотранспорте);

– требования к должностным лицам, ответственным за техническое состояние транспортных средств относительно обеспечения «надлежащего технического состояния транспортных средств и соблюдения экологических требований их эксплуатации» и запрета «выпускать на линию транспортные средства, техническое состояние которых не соответствует требованиям государственных стандартов…» (ст.12 Закона о дорожном движении);

– требования к самим транспортным средствам, конструкция которых «должна соответствовать требованиям современных правил, нормативов и стандартов, установленным уровням выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а нормативно-техническая документация должна быть согласована с соответствующими уполномоченными государственными органами» (ст.30 Закона о дорожном движении). При этом «обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния транспортных средств возлагается на их владельцев или других лиц, которые их эксплуатируют, согласно действующему законодательству» (ст.33 Закона о дорожном движении).

Как видим, ни о шинах, ни об аккумуляторных батареях нет ни слова. Понимая это, разработчики Норм в преамбулах к приказам, которыми они утверждены, сделали акцент на то, что именно применение норм обеспечивает «возможность выполнения основных требований к техническому состоянию колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси».

Таким образом, не подвергая сомнению важность и легитимность Норм, все же отметим: между ними и Законами, ссылкой на которые обоснована необходимость их разработки, прямой связи нет. А ведь это специальные «автотранспортные» Законы! На этом фоне абсолютно необоснованными выглядят попытки «привязать» Нормы еще и к налоговым Законам.

Сделанный вывод — одно из важных звеньев в цепочке аргументов против попыток присвоить Нормам несвойственные им налоговые функции. Еще один важный вывод, прямо следующий из приведенных выше цитат: функции Норм, их назначение, цель их разработки достаточно четко определены специальным законодательством и связаны с обеспечением надлежащего технического состояния транспортных средств, такого состояния, которое обеспечивает безопасность людей и защиту окружающей среды.

Цель применения

В отличие от законодателя, разработчики Норм не совсем последовательны в определении цели применения своего новые детища. Помимо указанной выше основной цели они предлагают (п.3.1 Норм для шин и п.3.14 Норм для АБ) использовать их, в частности, для:

– разработки бизнес-планов и тарифов на перевозку;

– оценки колесных транспортных средств, а также аккумуляторных батарей и шин11, как имущества;

– контроля за рациональным использованием ресурсов;

– планирования объемов утилизации шин и аккумуляторных батарей, оценки «загрязнения окружающей среды мелкодисперсными продуктами износа пневматических шин на дорогах».

Против подобных вспомогательных функций Норм вряд ли кто-то будет возражать. Более того, чтобы использовать Нормы в этих целях, не нужен специальный пункт документа. Заметим только, что влияние шин и аккумуляторных батарей на оценку транспортных средств как имущества вряд ли может быть настолько существенным, чтобы возникла реальная необходимость выполнять расчеты, предусмотренные Нормами. Впрочем, это уже детали. Но перечисленными функциями дело не ограничивается. По мнению разработчиков, именно с использованием Норм:

– «определяют основания для списания изношенных пневматических шин» (п.3.1 Норм для шин);

– «списываются АБ, отработавшие установленный ресурс и не пригодные для дальнейшего использования по назначению» (п.3.14 Норм для АБ);

– «определяется и/или контролируется база налогообложения прибыли предприятий» (п.3.14 Норм для АБ).

Обратите внимание, перечни функций Норм, приведенные в п.3.1 Норм для шин и п.3.14 Норм для АБ, практически идентичны. Исключение составляет лишь та функция, которая касается использования Норм в целях налогообложения: она есть в Нормах для АБ, и отсутствует в Нормах для шин.

Случайность ли это? По неофициальным, но заслуживающим доверия данным подобная формулировка была и в Нормах для шин, но она не прошла испытания Минюстом. И это абсолютно справедливо: база налогообложения определяется исключительно налоговыми Законами. Ну а то, что Минюст пропустил это положение во втором документе, — это, очевидно, человеческий фактор. Однако ни малейшей угрозы для налогоплательщиков это не представляет. Вырванная из контекста законодательства отдельная формулировка не может работать в принципе. Но налогоплательщики и из этого парадокса могут извлечь пользу для себя: обратив внимание контролеров на наличие налоговой функции в одном документе и ее отсутствие в другом, можно на этом основании оспаривать попытки применять нормы именно к шинам. Не понятно только, зачем Минтранс столь активно пытается вмешиваться в сферу, которая не относится к его компетенции.

Сфера применения

Определив, для чего нужны Нормы, нельзя не сказать о том, кто их должен применять. А применять их, как следует из положений раздела 1 Норм для шин и Норм для АБ, должны все предприятия и организации, которые эксплуатируют колесные транспортные средства общего назначения и специальные машины, выполненные на колесных шасси. Определения термина «колесное транспортное средство», приведенные в разделах 2 Норм для шин и Норм для АБ, совпадают дословно. Совпадают они и с определением этого термина в ст.1 Закона об автотранспорте. Определение термина «специальные машины, выполненные на колесных шасси» приведено в разделе 2 Норм для шин и в той же формулировке в ст.1 Закона об автотранспорте. В Нормах для АБ этот термин широко используется, в том числе в названии документа и в разделе 1 (там, где речь идет о сфере применения), но в разделе 2 его определение отсутствует. Думается, что проблемы в этом нет: при необходимости идентифицировать понятия следует обратиться к ст.1 Закона об автотранспорте.

Таким образом, ответ на вопрос: применять или не применять Нормы (имеется в виду для тех функций, которые определены законодательством) — зависит главным образом от вида транспортных средств. Кроме того, необходимо учитывать, что в разделах 1 обоих документов перечислены те транспортные средства, на которые не распространяются Нормы. Ознакомиться с этими перечнями можно, обратившись непосредственно к документам. В качестве комментария лишь отметим, что у большинства обычных субъектов хозяйствования такие транспортные средства вряд ли имеются. А значит, применение норм для них — обязательно. И это не зависит от вида деятельности, формы собственности, количества транспортных средств, объема перевозок и т.д. Не имеет значения и то, какое транспортное средство — собственное или арендованное — эксплуатируется.

Интересный нюанс: в обоих документах (в разделе 1) сказано, что Нормы не распространяются соответственно на пневматические шины и аккумуляторные батареи, которые используются с нарушением правил эксплуатации, положений эксплуатационной документации производителей, требований стандартов, технических регламентов, кодексов сложившейся практики и т.д. При этом не уточняется, а как же быть в этом случае? Конечно, любые нарушения — это плохо. Тем более, когда, как в нашем случае, нарушения могут иметь трагические последствия. Видимо, другими нормативными документами предусмотрены меры ответственности. Но если посмотреть на ситуацию в интересующем нас аспекте влияния Норм на налоговое законодательство, то обнаружится еще один парадокс.

Можно предположить, что любые нарушения приводят к сокращению срока использования шин и аккумуляторных батарей. Налоговики утверждают, что валовые расходы зависят от Норм, но это для тех случаев, когда Нормы применяются. В данном же случае прямо сказано, что Нормы не применяются. В то же время факт нарушений не дает оснований для отрицания связи с хозяйственной деятельностью, а значит, ограничений по валовым расходам нет?! Конечно же, мы ни в коем случае не призываем что-то нарушать. Мы лишь предлагаем использовать описанный парадокс в качестве еще одного доказательства необоснованности применения Норм для целей налогового учета. А для этого ничего нарушать не надо.

Термины — ключ к пониманию

Как и в большинстве других нормативных актов, в Нормах для шин и Нормах для АБ даны определения наиболее важных терминов. И в том, и в другом документе им посвящен раздел 2, в котором помимо терминов приведены еще и сокращения (условные обозначения).

Определения некоторых терминов приведены в обоих документах. Некоторые термины соответствуют терминологии Закона об автотранспорте (пример такого соответствия приведен ранее). Такая преемственность — явление, безусловно, положительное. Ведь нередко одни и те же термины в разных нормативных актах имеют разное значение.

Игнорирование терминов опасно при работе с любыми документами, ведь оно может привести к неправильному пониманию тех или иных нормативных требований. В данном же случае для бухгалтеров знакомство с терминами особенно важно, ведь многие из них, мягко говоря, очень специфичны.

Например, согласно п.3.4 Норм для АБ «не допускается применение Норм, предназначенных для нормальных условий эксплуатации для АБ, которые дополнительно питают потребителей, не предусмотренных производителем КТС». Неспециалисту понять, о чем идет речь в этом положении, очень сложно. Но все становится на свои места, если знаешь, что «потребитель» — это сокращенный вариант термина «потребитель электроэнергии». Последний, в свою очередь, — это «двигатель, прибор или другое устройство электрического оборудования КТС основной комплектности, которое питают АБ и/или генератор при применении по назначению». Из п.5.5 узнаем, что потребителями, не относящимися к основной комплектности, являются, например, установленные в транспортных средствах кондиционеры, средства связи, охранная сигнализация и др., а согласно п.6.3, если «срок питания дополнительных потребителей составляет не менее 10% рабочего времени КТС», применяется коэффициент корректировки Норм. Практически это, видимо, означает следующее: предположим, что на предприятии есть два абсолютно одинаковых автомобиля, работающих в одинаковых условиях. Но в одном установлен кондиционер и другие дополнительные потребители, а в другом — нет. Нормы эксплуатации аккумуляторных батарей для этих автомобилей будут разными.

Особенно важны те термины, которые характеризуют непосредственно шины или аккумуляторные батареи. Например, аккумуляторные батареи могут быть обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые. Нормы установлены для каждой категории, а разобраться, чем они отличаются друг от друга, позволят определения терминов («АБ обслуживаемая» и т.д.), приведенные в разделе 2 Норм для АБ.

Некоторые термины в действительности гораздо больше, чем просто термины. Убедитесь в этом сами, ознакомившись, например, с терминами «нормальные условия эксплуатации пневматических шин» и «нормальные условия эксплуатации АБ». По сути, в определении указанных терминов просто изложены эти самые нормальные условия.

Структура и содержание

Нормы для шин и Нормы для АБ, если сравнивать их с предшественниками, стали гораздо объемнее и подробнее. Из предыдущих частей статьи уже можно понять, что по структуре оба документа похожи. Совпадают названия (если не дословно, то по сути) большинства разделов. Да и методологические основы разработки норм основаны практически на одних и тех же принципах и с применением идентичных подходов (п.3.11 и 3.12 Норм для шин, п.4.7, 4.8 Норм для АБ). Отличия обусловлены спецификой объектов нормирования.

Главное отличие заключается в том, что нормы среднего ресурса пневматических шин зависят от пробега, при этом они установлены в тысячах километров, а нормы среднего ресурса аккумуляторных батарей зависят от времени их использования и установлены в календарных месяцах.

Для разных категорий аккумуляторных батарей началом отсчета времени расходования ресурса согласно п.4.1, 4.2 и 4.3 Норм для АБ являются разные моменты:

– для сухозаряженных АБ — момент приведения их в рабочее состояние;

– для обслуживаемых и малообслуживаемых АБ — момент ввода их в эксплуатацию или (если дата ввода в эксплуатацию неизвестна) момент продажи их через торговую сеть;

– для необслуживаемых АБ — момент их изготовления.

Нормы установлены отдельно для каждой категории аккумуляторных батарей, а также отдельно для транспортных средств общего назначения (приложения 1–3) и специальных машин, выполненных на колесных шасси (приложения 4–6), но только для нормальных условий эксплуатации.

Нормы среднего ресурса шин установлены для определенных категорий транспортных средств отдельно для нормальных условий эксплуатации и отдельно для особых условий эксплуатации.

И Нормы для шин, и Нормы для АБ предполагают возможность корректировки базовых норм (то есть тех норм, которые приведены в табличном виде в Приложениях к названным документам). Корректировка выполняется тогда, когда фактические условия эксплуатации отличаются от нормальных условий (для аккумуляторных батарей) либо от нормальных или особых условий (для шин). Методика корректировки описана достаточно подробно и понятно с конкретными примерами в разделах 6 Норм для шин и Норм для АБ. Расчет корректировки выполняют работники соответствующих служб, но эта информация должна поступать и в бухгалтерию, поскольку откорректированные нормы заменяют базовые. В определенных случаях разрабатываются временные нормы (подробнее об этом — далее).

В Приложении 1 к Нормам для шин по сути приведена подробная классификация транспортных средств, но в п.3.6 основной части этого документа сделана оговорка о том, что эта классификация «выполнена только для целей нормирования среднего ресурса пневматических шин, которые принимают участие в движении по улично-дорожной сети общего пользования и/или в движении во время выполнения специальных технологических операций».

Кроме того, в Нормах для шин есть специальный раздел «Применение Норм для целей списания, а также учета пробега пневматических шин». Очевидно, что именно этот раздел представляет наибольший интерес для бухгалтеров. Поэтому о нем — подробнее.

Нормы как основание для списания

Приведенные в предыдущем разделе статьи положения п.3.1 Норм для шин и п.3.14 Норм для АБ об использовании этих документов как основания для списания сформулированы достаточно категорично. Но эта категоричность сглаживается другими формулировками. Ключевым в этом плане является п.3.2 Норм для шин, поэтому приведем его полностью.

П.3.2 Норм для шин

Нормы применяются для списания пневматических шин, если фактический пробег пневматических шин достигает установленных норм. Однако это не обязательное и не единственное условие для списания.

В случае выявления эксплуатационных или производственных дефектов, с которыми пневматические шины не допускаются к эксплуатации ввиду опасности их технического состояния, или не ремонтируются из-за неприемлемых расходов, шины списываются на основании акта, составленного по требованиям действующих правил эксплуатации шин, независимо от того, соответствует ли их фактический ресурс Нормам.

В то же время согласно п.3.3 Норм для шин субъектам хозяйствования рекомендуется поощрять работников за увеличение фактического пробега шин по сравнению с пробегом, установленным нормами, предусмотрев такую возможность в коллективном договоре. Выполнение этой рекомендации, во-первых, «улучшает эффективность хозяйственной деятельности, уменьшает загрязнение окружающей среды благодаря тому, что не возникают потребности в дополнительном изготовлении и приобретении пневматических шин, не увеличивается количество вредных для человека мелкодисперсных пылевидных продуктов износа и уменьшаются объемы утилизации шин», во-вторых, позволяет отразить суммы поощрения в составе валовых расходов. Конечно же, возможность включения в валовые расходы обусловлена в данном случае пп.5.6.1 ст.5 Закона о прибыли, а не наличием в анализируемом документе пункта 3.3. Просто с помощью этого пункта легче обосновать необходимость выплаты поощрения и доказать его связь с хозяйственной деятельностью.

Как видим, Нормами для шин прямо предусмотрена возможность отклонения от этих норм, причем как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения пробега.

Похожая ситуация и с аккумуляторными батареями. И для них «достижение наработки среднего ресурса АБ установленной нормы — обязательное, но недостаточное условие для списания… Решающим основанием для списания АБ являются признаки ее предельного состояния» (п.3.12 Норм для АБ). Определение термина «предельное состояние АБ» приведено в разделе 2 Норм для АБ.

Раздел 2 Норм для АБ (извлечение)

Предельное состояние АБ — состояние, при достижении которого дальнейшая эксплуатация АБ недопустима или нецелесообразна из-за уменьшения емкости ниже 40% от номинальной или восстановление ее исправности невозможно или нецелесообразно.

И еще одна необходимая цитата.

П.3.13 Норм для АБ

При выявлении производственных или эксплуатационных дефектов АБ, не подлежащей ремонту или ремонт которой экономически нецелесообразен, она списывается на основании акта независимо от соответствия фактического ресурса данным Нормам.

К сказанному можно применить известное выражение: если нельзя, но очень хочется, значит… можно. На ориентировочный характер норм указывают и другие признаки. Назовем некоторые из них.

В обоих анализируемых документах речь идет об «эксплуатационных нормах среднего ресурса». При этом под «нормой среднего ресурса пневматической шины» следует понимать «среднестатистическую величину среднего ресурса пневматической шины для определенных условий безопасной эксплуатации в соответствии с предельной высотой рисунка протектора, установленной законодательством Украины» (раздел 2 Норм для шин), а под «нормой среднего ресурса АБ» — «среднестатистическую величину ресурса АБ для определенных условий экономически целесообразной и безопасной эксплуатации КТС» (раздел 2 Норм для АБ). Нужно ли говорить о том, что означают понятия «средний» и «среднестатистический»? У одного — 10, у другого — 20, в среднем — 15. Это, конечно, не о шинах. Это о средних величинах. А применительно к шинам и аккумуляторным батареям использование среднестатистических величин предполагает возможность наличия отклонений.

Обоими документами предусмотрена возможность корректировки норм путем применения различных коэффициентов (раздел 6 Норм для шин и п.3.7, 3.8, раздел 6 Норм для АБ).

Если транспортное средство используется в международных перевозках, необходимо учитывать «предельную высоту рисунка протектора, установленную законодательством страны (стран), где их эксплуатируют» (п.7.3 Норм для шин).

Нормы эксплуатации, установленные Нормами для шин и Нормами для АБ, вообще не применяются, если производитель пневматических шин или аккумуляторных батарей установил:

– любые другие нормы среднего ресурса для шин (п.3.8 Норм для шин);

– более высокие нормы среднего ресурса для аккумуляторных батарей (п.3.9 Норм для АБ).

Такие нормы могут быть зафиксированы в эксплуатационной документации или в договоре купли-продажи. Другими словами, нормы, установленные производителями, имеют приоритет. Производителем аккумуляторных батарей согласно разделу 2 Норм для АБ считается «юридическое или физическое лицо, резидент или нерезидент Украины, ответственный за проектирование, изготовление, маркировку, а также за правила безопасной эксплуатации» аккумуляторных батарей.

Таким образом, с одной стороны, Нормы выражены в абсолютно конкретных цифрах, с другой стороны, существует множество причин, приводящих к тому, что шины и аккумуляторные батареи используются дольше или, наоборот, меньше, нежели это предусмотрено нормами. Эти причины могут иметь как объективный, так и субъективный характер. И, по глубокому убеждению авторов, связь с налоговым законодательством следует искать не в цифрах, а именно в этих причинах.

Нормы при отсутствии… норм

Нормы разработаны с учетом целого ряда факторов, перечни которых приведены в п.3.10 Норм для шин и п.4.5 Норм для АБ. Но учесть абсолютно все особенности «технологических условий эксплуатации» транспортных средств невозможно. Кроме того, как уже отмечалось, неизбежно появление пневматических шин и аккумуляторных батарей новых конструкций. Разработчики Норм для таких случаев предусмотрели возможность разработки и установки временных норм (п.3.7, последний абзац п.6.1, пп.6.2.4, п.7.3 Норм для шин и п.3.6, 4.6 Норм для АБ). Разработчиком указанных норм являются:

– «ведущая организация по вопросам разработки эксплуатационных норм среднего ресурса пневматических шин» (п.5.1 Норм для шин);

– «ведущая организация по вопросам разработки эксплуатационных норм среднего ресурса АБ» (п.5.4 Норм для АБ).

Приказами Министерства транспорта и связи Украины от 20.05.2006 г. № 48812 и 48913 выполнение функций ведущей организации возложено на государственное предприятие «Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт»14.

Согласно п.5.1 Норм для шин и п.5.4 Норм для АБ временные нормы разрабатываются «на договорных началах с заказчиками». Другими словами, хочешь иметь нормы — плати. Расходы на оплату услуг по разработке временных норм безусловно связаны с хозяйственной деятельностью и на основании пп.5.2.1 ст.5 Закона о прибыли могут быть включены в валовые расходы.

Но для того, чтобы ведущая организация приступила к разработке норм, субъект хозяйствования, которому эти нормы нужны, должен оформить заявление и заполнить опросные листы, форма которых приведена в Приложении 315 к Нормам для шин и в Приложениях 9 и 1016 к Нормам для АБ.

Согласно п.5.5 Норм для шин, п.5.7 и 4.8 Норм для АБ действие временных норм ограничено:

– использовать их может только непосредственный заказчик, для других лиц они не действительны;

– при внесении соответствующих изменений или дополнений в Нормы временные нормы теряют силу.

Документальное оформление

Для учета пробега автомобильных шин традиционно применяется специальная учетная карточка. Причем «происхождение» формы карточки, которая применялась до недавнего времени, не известно. Видимо, она «пришла» из уже далекого социалистического прошлого. Но теперь ситуация изменилась. Форма карточки, можно сказать, узаконена. Она приведена в Приложении 517 к п.7.1 Норм для шин. Новая форма похожа на свою предшественницу, но дополнена некоторыми показателями, а также пояснениями по заполнению. Кроме того, карточка учета при определенных обстоятельствах выполняет функцию акта списания шины. Такое «совмещение профессий» очень удобно и, думается, бухгалтерам подобное новшество придется по душе.

А вот для аккумуляторных батарей ничего подобного не предусмотрено, а значит, порядок аналитического учета предприятия определяют самостоятельно.

Следует также обратить внимание на то, что временные нормы среднего ресурса пневматических шин согласно п.5.5 Норм для шин вводятся в действие приказом руководителя предприятия.

Подводя итоги…

Итак, в начале статьи мы (среди прочего) поставили задачу выяснить, насколько выполнимы и справедливы попытки использовать Нормы в налоговых целях. По ходу статьи приведен целый ряд аргументов, доказывающих не только необоснованность подобных требований, но и сложность их практической реализации.

Нельзя не отметить, что проанализированные документы, безусловно, важны, нужны и полезны. Субъектам хозяйствования следует стремиться придерживаться Норм и выполнять другие требования, изложенные в них. По большому счету, это в их же интересах, поскольку применение Норм, подчеркнем еще раз, направлено, с одной стороны, на обеспечение безопасности и охрану окружающей среды, с другой стороны, на рациональное использование ресурсов. Но к налоговому учету это если и имеет отношение, то не столь примитивное, каким оно видится представителям налоговых органов. В одном из ближайших номеров «Бухгалтерии» будет опубликована статья, посвященная исключительно учетным аспектам рассмотренной темы.

Кроме того, мы имели возможность убедиться в том, что нормы многочисленны, разнообразны, подвержены различным корректировкам, что позволяет говорить о возможности управления ими (конечно, до определенных пределов). На тех предприятиях, где транспортных средств немного, бухгалтер осторожный (старается не конфликтовать с налоговиками) и экономный (не хочет «терять» валовые расходы), а преждевременные списания шин и аккумуляторных батарей — в пределах разумного, можно подкорректировать нормы до нужных величин (с помощью абсолютно законной и изложенной в проанализированных документах процедуры корректировки).

На крупных предприятиях с большим количеством транспортных средств ситуация еще проще. Во-первых, там, как правило, есть подготовленные специалисты, которые умеют работать с нормами. Во-вторых, стоимость каждой отдельно взятой шины или аккумуляторной батареи не слишком существенна (по сравнению, например, со стоимостью самих транспортных средств). А уж та часть их стоимости, которая приходится на «недоработанные» километры (для шин) или месяцы (для аккумуляторных батарей), и вовсе — копейки. А сколько учетных карточек надо пересмотреть проверяющим, сколько расчетов перепроверить, чтобы из этих копеечек сложилась более или менее интересная для бюджета сумма. Вот и получается, что цена вопроса не адекватна тем усилиям, которые необходимо приложить при проверке.

Утверждено
постановлением Kабинета Министров Украины
от 8 октября 1997 года № 1128

Перечень транспортных средств и нормы их оснащения огнетушителями

Наименование транспортного средства

Тип огнетушителя

Минимальная норма оснащения

Автомобиль легковой (отечественного и иностранного производства)

Порошковый ОП-2

1

Автомобиль (автобус) для перевозки пассажиров в количестве:

до 8

Порошковый ОП-2

1

до 30

Порошковый ОП-2 или ОП-5

1

И углекислотный ОУK-5

1

более 30

Порошковый ОП-5

1

И порошковый ОП-2 или ОП-5

1

И углекислотный ОУK-5

1

Транспортные средства для перевозки вахтовых бригад

Порошковый ОП-5

1

И порошковый ОП-2 или ОП-5

1

И углекислотный ОУK-5

1

Автоцистерна для транспортировки нефтепродуктов и другие транспортные средства для перевозки опасных грузов

Порошковый ОП-5

1

И углекислотный ОУK-7

1

Прицеп-автоцистерна для транспортировки нефтепродуктов

Порошковый ОП-5

2

И углекислотный ОУK-7

1

Передвижная ремонтная мастерская и лаборатория

Порошковый ОП-2

2

Или порошковый ОП-2

1

И углекислотный ОУK-7

1

Грузовой автомобиль:

Двухосный

Порошковый ОП-2

1

Многоосный

Или углекислотный ОУK-5

1

Порошковый ОП-5

1

Вагон пассажирский

Воздушно-пенный ВПО-9

1

И углекислотный ОУK-7

1

1В одном из ближайших номеров «Бухгалтерии» будет опубликована статья, посвященная отражению расходов на приобретение шин и аккумуляторных батарей в бухгалтерском и налоговом учете (прим. ред.).

2Опубликован: Бухгалтерия. — 2006. — № 15. — С.11–33 (прим. ред.).

3Опубликованы в данном номере газеты (прим. ред.).

4Опубликованы: Бухгалтерия. — 2006. — № 33. — С.16–31 (прим. ред.).

5Опубликованы: Блиц-справочник бухгалтера. — К.: Блиц-Информ, 2006. — С.175–177 (прим. ред.).

6Автотранспортные перевозки в Украине: Сборник систематизированного законодательства. — К., 2001. — 28 мая. — С.111–118 (прим. ред.).

7 В Старых правилах для АБ нет раздела 7. Видимо, имеется ввиду раздел 4, который называется «Сроки службы аккумуляторных батарей» (прим. авт.).

8В настоящее время действует хорошо известное бухгалтерам Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса Украины от 30.03.98 г. № 102 (прим. авт.).

9В настоящее время действуют Правила проведения государственного технического осмотра автомобилей, автобусов, мототранспорта и прицепов, утвержденные постановлением КМУ от 26.02.93 г. № 141 (прим. ред.).

10В настоящее время действует Положение о службе безопасности дорожного движения министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, предприятий, их объединений, учреждений и организаций, утвержденное постановлением КМУ от 05.04.94 г. № 227 (прим. ред.).

11Хотя об оценке шин как имущества, в отличие от аккумуляторных батарей, в Нормах прямо не сказано (прим. авт.).

12Опубликован на с.11 данного номера (прим. ред.).

13Опубликован: Бухгалтерия. — 2006. — № 33. — С.16 (прим. ред.).

14Информация об этом предприятии приведена на с.53 данного номера (прим. ред.).

15Опубликовано на с.88 данного номера (прим. ред.).

16Опубликовано: Бухгалтерия. — 2006. — № 33. — С.26–31 (прим. ред.).

17Опубликовано на с.103 данного номера (прим. ред.).



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Если налоговая требует документы о вашем контрагенте: новые
Самые ожидаемые фильмы 2018, 2019 и 2020 года | списокГде встретить Новый 2018 год весело и оригинально?Перечень необходимых документов для продажи квартиры в 2018 годуГороскоп на сентябрь 2018 года по знакам зодиакаНовогодний домик 2018 своими руками - Мастер-клас с фото


Новые транспортные налоги с 2018 года Новые транспортные налоги с 2018 года Новые транспортные налоги с 2018 года Новые транспортные налоги с 2018 года Новые транспортные налоги с 2018 года